Чихладзе Н.В.,  д.э.н., профессор кафедры экономики и

                                                        предпринимательства Кутаисского (Грузия)

                                                        Государственного Технического Университета

 

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНЫХ

ОТНОШЕНИИ  В ГРУЗИИ

    

   

 

Бюджет и бюджетные отношения всегда были связаны с осуществлением некоторых функций государства. Естественно, государство всегда стремилось максимально мобилизовать доходы. В этом аспекте интересно отношение к налогу, к основному заполнителю бюджета.

Отношение к налогам во все времена было неоднородным. Налоги представляют обязательные сборы, которые взимает государство, как с хозяйственных субъектов, так и с частных лиц по существующим правилам. В экономических отношениях налоги играют очень важную роль, особенно после того, как сформировалось государство. Исторически, за изменением и образованием форм устройства государства, всегда следовали важные изменения в налоговой системе.

Из исторических источников выявляется, что в XI-VII веках до н.э. на Кавказе, а именно в долинах Грузии торговля была хорошо развита. Это можно сказать как о внутренней, так и о внешней торговле. Очень интересную информацию дают Страбон и Ксенофорт. Страбон о тогдашней Грузии отмечает: “Это богатая страна, которая может иметь очень плотное население и,  правда, Иберия прекрасно населена городами и посёлками. Здесь встречаются и черепичные кровли, и дома, рынки и общественные здания, построенные по правилам архитектурной культуры».

Рассматривая античную эпоху и восток, мы подчеркнули, что самой распространённой формой налога был и дань, которую платили завоёванные страны. В основном дань платили натурой (позже, в VII  веке грузины арабам платили джизиат, личный налог один динар, или драхкан на семью). Деньги были представлены в виде колец, которые называли кавказской сикилой.1

В VI-V веках до н. э. во время разрушения  первобытного строя и создания государства, можно предположить возникновение города как торгового центра на территории нашей страны. С этой точки зрения у города, как  суверенного субъекта были собственные доходы.

Особенно интересны в грузинской истории I-VIII века д.н.э. В этот период собственности на землю не существовало, и вся недвижимость принадлежала стране, а заведующим имуществом являлся глава фамилии (мамасахлиси). Царство имело рабов, которые жили во владениях царя и налоги платили урожаем.  Впервые Тбилиси был упомянут в связи с данью, который должен был взять с Картли царя Персии Питиахш.

Во времена феодализма встречаем с различной классификацией налогов,  невозможно разделить налоги по категориям крестьян. Для крестьян единых налогов не существовало. В этот период разнообразие налогов обусловливали следующие факторы:

1.     неразвитость денежных отношений;

2.     доминирование налогоплатежа в натуральной форме;

3.     непрочные контакты между экономическими субъектами;

4.     слабость государственного аппарата, в том числе и слабый контроль за мобилизацией доходов государства.

Эти факторы в основном определяли разновидность налогов,  формы платежа в разных местах.

Все обязательные предметы феодал записывал на крестьянина, для чего существовала правовая база. «Всё принадлежащее рабу принадлежит господину»_ читаем в правовой книге Царя Вахтанга (ст. 256)

          Для населения было очень тяжело ежегодно платить дань арабам. Их требования были очень тяжёлыми:

          1) грузины в пользу арабов должны были платить джизиат;

2) грузины не должны были объединять крестьянские общины  для уменьшения налога, а арабам разрешалось разделение крестьянских общин  для прибавления налогов;

3) грузины должны были помогать арабским войскам и в целом мусульманам.

Позже (XIII-XIV в), аналогичное бремя носил особый налог – тамга, установленный монголами во время их господства. Этот налог подразумевал за каждый проданный товар _ 3 %, в том числе и на товар купленный для царского дома.

Надо подчеркнуть, что в IX веке существовал особый налог_  «часть бедных», который установил Баграт Куропалат. Он подразумевал помощь бедным (нищим). Итак, в этот период государство уже имела определённую социальную программу, устанавливало целевой налог, и определённые средства тратило на социально незащищенные слои населения.

Подобная государственная политика проводилась и в эпоху царицы Тамар. Царское правительство уделяло особое внимание построению убежищ для бедных, или «домов для бедных».

Содержание таких «домов», что составляло по некоторым данным 5-10% от государственных доходов, обеспечивалось за счёт государства.

В дарственной Грамоте царицы Тамар Гелатскому монастырю (1189 г.) мы встречаем «Сачурчлис мцигнобари». По И. Джавахишвили существовал также особый мцигнобари «мтавари самцигнобро».

Менеджмент государственных доходов и расходов, хозяйственно-финансовой деятельности производит «мечурчлетухуцеси». И. Джавахишвили отмечает: «Мечурчлетухуцеси, как министр финансов, очевидно должен был иметь большое значение» и там же отмечает, что «мечурчлетухуцеси» был по счёту четвёртым визирем.

Как выясняется из исторических источников, по значимости «мечурчлетухуцеси» был равен всем остальным визирям, кроме первейшего визиря «мцигнобартухуцеси» (ср. финансовый министр как первый портфель в кабинете министров – авт.).

Название указывает, что «мечурчлетухуцеси» поручалось распоряжаться и управлять сокровищницей государства. Позднее (ХII век) «сачурчле» называлась государственная казна. Отделения казны, в которых хранилось государственное имущество, называлась сокровищницей.

Главным источником доходов были «доходы сачурчле», что подтверждает и историк Давида Агмашенебели. Вместе с тем, кроме денег, в сачурчле должны были храниться разнообразные сокровища. Ив. Джавахишвили разграничивает друг от друга сачурчле и кассу. В сачурчле были сокровища, предназначенные для пользования. Отсюда же царь брал деньги на ежедневные расходы. «Касса же является неприкосновенной, «связанной», касса не подчинялась мечурчлетухуцеси».

В государственном сачурчле Грузии служили следующие чиновники:

а) «сачурчле нацвали» (заместитель), во время царицы Тамар «нацвали мечурчлетухуцеси»;

б) «мушриби» (наблюдатель, надсмотрщик), в его распоряжении была часть государственных доходов, которая формировалась из торгового налога и пошлины;

в)  «сачурчлис мукипи»

г) «мечурчлени», которые делились на «городских» и «палатных».

Как выясняется из исторических источников, годовые счета сачурчле (казны) проверялись. Очевидно, что главным заведующим государственной казной был мечурчлетухуцеси, но верховное наблюдение за казной возлагалось на мцигнобартухуцеси, или же он мог в любом случае перепроверять счёты доходов и расходов страны.2

Мечурчлетухуцеси, как, по современным понятиям, финансовому министру, подчинялись функционально старые города, амира и «мечурчлени калакисани» всех городов (ср. финансовые управления Н.Ч.), купцы и обмен, торговые платежи и пошлины, а также всякие царские «торговые» и  доходы и расходы сачурчле. 3

 При формировании государственных доходов в каждом конкретном регионе учитывали такие факторы, как традиционность отраслей хозяйства, природно-климатические условия и др. Напр. в горных местах, где вино фактически не производилось, крестьян не заставляли платить специальный налог – кулухи.

Это же подтверждает мысль, проведённая в одной из грамот царицы Дареджан: «Так как нет пахотной земли, хлеба не взимается, налог за вино взимается по урожаям»

Налоги были настолько многочисленными и многообразными, что даже феодал не знал их точного количества, характера и связанных с ними вопросов (объекты ренты, процентные ставки, скидки). Хаос в указанной сфере в определённой степени урегулировал Вахтанг VI в «Дастурламали».

  Этот документ запрещает самовольное учреждение налогов феодалами. В нём дан перечень налогов, формирующих доходы государства, хотя не существует перечня налогов какого-либо отдельного феодального владения.

ТАБЛИЦА 1.

Основные налоги в феодальной Грузии

 

Виды налогов

Основные характеристики

 

1

Государственный

Исполнение воинской обязанности лично или нанятым лицом. Исполнитель должен был иметь продукты и собственное оружие.

 

2

Охотничий

Обязанности, связанные с охотой, пригон зверей, ночное дежурство.

 

3

Саури

Денежный налог_ 14 шаури (70 копеек), в пользу месаури _ 1 шаури

 

4

Кодиспури

Государственный налог пшеницей или ячменем. В год на семью 4 коди (10 литров=1 коди) хлеба.

 

5

Сабалахе (Пастбище)

Налог овцами: 1 овца на 100 овец. Субъект пошлины - владелец скота

 

6

Пиристави

Пошлина на мелкокопытный скот _ 1 единица на 100 единиц, как и сабалахе

 

7

Перепись населения

Взималась с плательщиков во время переписи

 

8

Кулухи

Винный налог на землю, где был разведен виноградник.

 

9

Продукты

Платежи пшеницей, с семьи-  2 коди хлеба и  1 коди ячменя.

 

10

Махта

Взималась хлебом и деньгами: на каждую семью 3 коди хлебных продуктов. Деньгами платили купцы и ремесленники.

 

11

Мали

Первоначально на семью, позже ­- налог на количество душ. На главу семьи полный мали - абази (20 копеек), на новобрачных - его половина.

 

 

Правовая книга Вахтанга VI отдельно выделяет государственные («княжеские») налоги (ст. 162). Таковыми являются: кодиспури, пастбище, охота и др. В ней указана гала (налог продуктами) как основной феодальный налог.

Среди разнообразных налогов можно выделить т.н. «налоги самохелео» (для чиновников), которыми непосредственно облагались в пользу моурави, наместников, мамасахлиси и других. Что касается чиновников центральных органов в правлении (сахлтухуцеси, мдивани, мурдари и др.), они не брали налогов с крестьян. Они получали определённую долю в виде сарго из других источников государственных доходов.4

ТАБЛИЦА 2.        

                              Таможенный налог на некоторые виды товаров

 в Грузии феодальной эпохи

 

 

 

Вид и количество ввезённого

или вывезенного товара

Сумма пошлины (коп.)

По положению 1639 г.

По Дастурламали

По положению 1736 г.

1

Рис

0,5

-

1

2

Железо, гвозди и подковы

1

-

-

3

Фрукты (обоз)

-

-

1

4

На 100 продаваемых овец

10

10

-

5

Сыр

0,5

0,5

1

6

Соль

0,5

0,5

1

7

Хлопок

2

2

-

8

Табак

2,5

0,5

-

9

Шёлк

5

5

5

10

Парча

2,5

0,5

2,5

11

Рыба (осетрина)

2

2

2

 

Другую группу налогов составляли феодальные налоги (см. Таблицу 1). Они были основными налогами крестьян (гала, кулужи и др.). Некоторые налоги по своей природе были форс-мажорными, поскольку для них не были ограничены сроки уплаты и их крестьяне платили в исключительных случаях (во время свадьбы феодала, в случае развода и т.д.)

Позднее, в XVIII веке царь Ираклий II уделял большое внимание заботе о внутреннем возрождении страны. Царь хорошо понимал, что без развития ремесленного мануфактурного производства и торговли невозможно развитие страны. Признавая внутренний потенциал страны недостаточным для этого,  Ираклий II подтверждал необходимость привлечения зарубежных инвесторов в лице т.н. «капиталистических зачинщиков». Уже при Ираклии в Грузии разрабатываются соответствующие меры, капиталистические теории о развитии торговли.5

С точки зрения бюджетных отношений интересен проект XVIII века развития и государственного устройства страны Иоана Багратиона. Согласно этому проекту, торговля была признана настолько важнейшей отраслью, что из бюджета должны были быть выделены соответствующие суммы для привлечения торговцев (купцов).

Вместе с тем соответствующие средства должны были быть потрачены на благоустройство города и его укрепление-обновление.6

 В феодальной Грузии  полагающиеся государству доходы взимались специальными ремесленниками, «сборщиками тетри».

Караванные пути, идущие из Ирана и других стран, сходились в Тбилиси. Из книги «Пошлинной договорённости г. Тбилиси» в XVIII веке виден основной импортируемый товар (разного вида парча, сукно, шёлк, хлопок, шерсть и т.д.).

В городах Грузии позднефеодальной эпохи существовали таможни. Им поручалась не только уплата таможенных налогов, но и проверка ввозимого и вывозимого товара. (См. таблицу 2).

Всякий товар, который не был разрешён, должен был быть изъят путём конфискации. Таможенник, пропустивший запрещённый товар, платил солидный штраф в семь раз превышающий стоимость товара. Стоимость, с которой должна была взиматься пошлина, оценивалась двумя секретарями, моурави, наместником и двумя представителями купечества, причем, таким образом, таможенные налоги несли на себе фискальную функцию и рассматривались как один из источников пополнения бюджета.

По сведениям некоторых историков в городах существовали такие доходы, которые для расходной части бюджета имели целевое назначение. Например, таким был масрапи – целевой местный налог, доход от которого должны были быть использованы для ремонта городских мостов и дорог, освещения города, для зарплаты главы мазры (в количестве не более 120 руб.) и др.

После упразднения в Грузии царствования доходы, полученные от ренты-налогов вместе с другими государственными доходами были переданы государственной казначейской экспедиции верховного правительства Грузии. Новое правительство России пытается собрать налоги в пользу своих интересов и в форме денег.

С 40-х годов XIX века произошли существенные изменения, когда была проведена финансовая реформа, которая подразумевала господство в государственных налогах денежной ренты.

С вмешательством главного управляющего Головина было разработано положение «Общественного управления Тбилиси». В 1840 г. была проведена реформа, благодаря которой верхние слои населения Тбилиси получили право создать городское Совещание в составе главы города и шести  т.н. депутатов. Вместе с этим избирались Уполномоченные (на каждого в количестве 10 человек), которые принимали участие в разработке налоговых планов.

В некоторых исследованиях встречаются интересные данные о бюджете этого периода, в частности о его расходной части. Из бюджета Тбилиси 1851 г. общей суммой 106 095 рублей, на армию и полицию было потрачено 96 тыс. рублей, или 90,5% бюджета, а на непосредственные нужды города всего 10 тыс. рублей, т.е. 9,4% бюджета. Почти в таком же соотношении был растрачен бюджет Тбилиси 1861 г., общей суммой 292 тыс. рублей. В 70 г. XIX века бюджет превысил 300 тыс. рублей и согласно закону более 80% его тратилось на армию и полицию.

Т. о.,  доходы бюджета этого периода отличаются тенденцией роста, хотя часть расходов подтверждает, что это был милитаристический и т.н. бюджет «железного порядка», когда минимальные суммы тратились на нужды инфраструктур и разные социальные нужды.

В 1888 году состоялись выборы Батумского самоуправления и была избрана сакребуло (дума). Она начала свою деятельность установлением и сбором налогов. Несмотря на то, что на протяжении определенного периода в Батуми количество местных налогов достигало 27, каждый из них был осмыслен, нормирован и направлен на благоустройство города.

      ТАБЛИЦА 3. 

                 Основные показатели бюджета г. Кутаиси  1905-1912г. (тыс. руб.)                                                                                                      

           Год

Плановые доходы

Расходы

Остаток неплатежей

1905

271.8

218.4

245.2

1910

356.3

356.3

260.9

1911

309.9

309.9

280.9

1912

326.9

471.0

327.0

 

Бюджетные отношения на грани XIX-XX веков и 10 – х годов прошлого века рассмотрим на примере г. Кутаиси. К этому периоду городской бюджет имел следующие расходы: содержание государственных учреждений, обеспечение квартирами войсковых формирований, городские расчёты и т.д.

Указанные данные убеждают, что почти регулярно бюджет не выполнялся. (см. Таблицу 3). Позднее, вместе с развитием капиталистического хозяйства необходимо было производить расходы на электроосвещение, разные коммунальные услуги, что тогдашнее управление города не могло делать ввиду недостатка финансовых средств.7

   ТАБЛИЦА 4. 

                Доходная часть бюджета г. Кутаиси в 1913 году, в рублях

 

Виды  доходов

Сумма

Доля в сумме, %

1.

Налоги от имущества

151793

31.0

2

Доходы от торговли и промысла

32074

6.6

3

Пошлины

60000

12.2

4

Доходы от городского имущества

69082

14.0

5

Доходы от городских зданий

138624

28.2

6

Помощь городу и оборот от расходов

33576

6.8

7

Другие доходы

6200

1.2

 

Всего

491349

100.0

 

В том же году зарплата для государственных учреждений составляла 6,5% от расхода, содержание управления города – 11%, расходы на квартиры военных – 10,4%, городская полиция – 5,4%, благоустройство – 11,3%, содержание построек (предприятий) – 13,3%, народное образование - 7%, общественная опека – 0,3%, уплата долгов – 8,7%, медицинская, санитарная и ветеринарная часть – 15,4%.

Значительными были доходы с объектов питания, алкогольных напитков и бытового обслуживания населения.8

1.     167 винных погреба – налог 6680 руб. (2% бюджетных доходов)

2.     15 ночлежных домов – 1200 рублей

3.     15 ресторанов – 845 рублей

4.     8 гостиницы – 1040 рублей

5.     7 дуканов (маленький ресторан, столовая) – 410 рублей

6.     3 буфета – 180 рублей

В Грузии среди разнообразных местных бюджетов был ряд специфических. Например, источником доходов г. Батуми в 1914 году были: сборы на экипажи частных лиц, лошадей и собак, на велосипеды, на доходы, полученные от продажи песка и гравия, проценты от вложенных в ценные бумаги средств и др.

В годы существования Советского Союза расходная часть местных бюджетов Грузии включала расходы: предприятий и организаций местной промышленности, подчиненных местным советам; коммунальных хозяйств, мероприятий по благоустройству города, торговли, строительства, ремонту общеобразовательных школ, детских домов, детсадов, библиотек, техникумов, больниц, поликлиник и др.

В период централизованной экономики местный бюджет отчислялись доходы местных хозяйств, местные налоги и мосакребели, другие доходы.

К 1924-25 годам доля бюджета союзных республик в едином государственном бюджете составила 41,9%, а доля местных бюджетов в бюджете союзных республик 79,2%. До конца 80-ых годов в бюджете союзных республик было собрано 44-49% бюджетных ресурсов страны, из которых 2/3 оставалось в республиканском бюджете, а 1/3 в местном.

С 1990 года начали действовать единые нормативы отчислений из союзных налогов и доходов для бюджетов союзных республик. В том числе из доходов рабочих и служащих, а также прибылей предприятий союзного значения дифференцированный норматив был определён на налог обращения. Со следующего года налог обращения и платежи от населения полностью были переданы бюджетам республик (именно из двух этих источников было заполнено 25% бюджета 1990 года).

 

Литература и источники:

  1. Сванадзе С. История налогов. - Кутаиси, 2000, с. 25;
  2. Месхия Ш. Исторические исследования.- Тб.: Мецниереба, 1983. т. 2, с. 82.
  3. Джавахишвили И. История Грузинской нации.- Тб.: ТГУ,  1951. т. 1, ст. 23
  4. Чантладзе В. История финансов, денег и кредиты. - Тб., 1986, с. 59;
  5. Чихладзе Н. Региональные проблемы экономических и финансовых отношении, Кутаиси, 2003. с. 13
  6. Таварткиладзе А. Некоторые исторические аспекты теории и практики налогов. ж. Налоги. 2002, 5, с.14-15;
  7. Джаошвили В. Экономическая и социальная география Грузии. - Тб., 1993, с. 52-54;
  8. Мчедлидзе Г. Очерки новой истории Кутаиси. - Кутаиси. 1993